Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов разрабатывается в составе градостроительной документации и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами жилищно-коммунального хозяйства и санитарно-эпидемиологической службы.
Генеральная схема должна обеспечивать организацию рациональной системы сбора, хранения, регулярного вывоза отходов и уборки территорий и удовлетворять требованиям «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88).
Генеральная схема определяет объемы работ, методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки бытовых отходов и приравненных к ним отходов, необходимое количество спецмашин, механизмов, оборудования и инвентаря для системы очистки и уборки городских территорий, целесообразность строительства, реконструкции или расширения объектов, очередность выполняемых мероприятий.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Очистка территорий населенных пунктов - одно из важнейших мероприятий, направленных на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.
Генеральная схема очистки - проект, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов и уборке городских территорий.
Генеральная схема определяет очередность осуществления мероприятий, объемы работ по всем видам очистки и уборки, системы и методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря, целесообразность проектирования, строительства, реконструкции или расширения объектов системы санитарной очистки, их основные параметры и размещение, ориентировочные капиталовложения на строительство и приобретение технических средств.
Как правило, генеральная схема очистки разрабатывается в составе генерального плана города на срок до 5 лет с выделением первой очереди мероприятий, а прогноз может охватывать срок до 10 - 20 лет.
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
ПО СУЩЕСТВУЮЩЕМУ СОСТОЯНИЮ СИСТЕМЫ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ И УБОРКИ
- Общая структура системы санитарной очистки и уборки.
- Правила санитарного содержания, уборки и благоустройства города. Нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов. Тарифы вывоза и обезвреживания.
- Объемы вывезенных за истекший год твердых и жидких бытовых отходов, средние расстояния вывоза, площадь механизированной уборки городских территорий.
- Процент охвата населения планово-регулярной системой очистки, в том числе по частному сектору. Применяемые системы, сменность и периодичность вывоза отходов. Техническое состояние мусоросборных камер в домовладениях, оборудованных мусоропроводами, и мусоросборных (контейнерных) площадок. Тип и количество мусоросборников, порядок их мойки и дезинфекции.
- Места обезвреживания отходов: свалки, полигоны, сливные станции и пункты, поля ассенизации - местоположение, решение об отводе, площадь, подъездные пути, инженерное обеспечение, применяемые механизмы, обслуживающий персонал, порядок ведения работ, экологическая обстановка. Возможность продолжения эксплуатации.
- Сведения о наличии спецмашин и механизмов (по каждому виду в отдельности) представляют по форме 1.
Форма 1
№ п.п. |
Наименование спецмашин и механизмов |
Тип, марка |
Год выпуска |
Количество |
Техническое состояние |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Очередность заполнения формы следующая:
- мусоровозы;
- ассенизационные машины;
- подметально-уборочные машины;
- пескоразбрасыватели;
- снегопогрузчики;
- шнекороторные и фрезерно-роторные снегоочистители;
- универсальные и тротуароуборочные машины;
- илососы;
- бульдозеры, автогрейдеры, погрузчики, экскаваторы;
- автосамосвалы и бортовые машины;
- прочая техника.
- Базы по содержанию и ремонту техники - описание аналогично пункту 6.
- Численность населения города на начало года, в том числе по административным районам.
- Статистические отчеты по дорожно-мостовому хозяйству и о домовом фонде.
- План (схема) города в М 1:5000 - 1:25000 с расположением всех существующих сооружений системы санитарной очистки и уборки (полигоны, сливные станции, скотомогильники, базы по содержанию спецтехники, пункты заправки водой поливомоечных машин, снегосвалки, базы по приготовлению и хранению противогололедных материалов).
- Общее состояние окружающей среды, фоновое загрязнение, наиболее неблагополучные территории.
- Предложения по совершенствованию системы санитарной очистки и уборки города.
Примечание. Указанные данные могут уточняться в процессе разработки генеральной схемы очистки.
ПЕРЕЧЕНЬ ДАННЫХ ПО ПЕРСПЕКТИВНОМУ РАЗВИТИЮ
Показатель |
Единица измерения |
На конец отчетного года |
На последний год первой очереди |
На расчетный год схемы |
Численность населения, в том числе по планировочным (административным) районам |
тыс. чел. |
|
|
|
Численность населения, проживающего в домовладениях: благоустроенных неблагоустроенных |
тыс. чел. |
|
|
|
Численность населения, проживающего в неканализованных домовладениях |
тыс. чел. |
|
|
|
Этажность застройки: 1 - 2-этажная 3 - 5-этажная более 5 этажей |
% тыс.чел. |
|
|
|
Больницы |
койка |
|
|
|
Поликлиники |
число посещений в день |
|
|
|
Детские дошкольные учреждения |
место |
|
|
|
Общеобразовательные школы, ПТУ, техникумы, институты |
учащиеся |
|
|
|
Клубы, дворцы культуры, театры и кинотеатры |
место |
|
|
|
Магазины: продовольственные промтоварные |
м2торговой площади |
|
|
|
Рынки |
м2торговой площади |
|
|
|
Предприятия общественного питания |
посадочное место |
|
|
|
Гостиницы |
место |
|
|
|
Предприятия бытового обслуживания |
сотрудники |
|
|
|
Учреждения управления, административно-хозяйственные, правовые, научно-исследовательские и прочие |
сотрудники |
|
|
|
Общая площадь городских земель в пределах городской черты |
га |
|
|
|
Общая протяженность и площадь проезжей части улиц, дорог, проездов и тротуаров с усовершенствованным покрытием |
км/тыс. м2 |
|
|
|
Суммарная мощность очистных сооружений канализации |
тыс. м3 в сутки |
|
|
|
Обеспеченность жилищного фонда канализацией |
% |
|
|
|
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СХЕМЫ ОЧИСТКИ
1. Генеральная схема очистки должна содержать:
- общие сведения о городе и природно-климатических условиях;
- материалы по существующему состоянию и развитию города на перспективу;
- данные по современному состоянию системы санитарной очистки и уборки;
- материалы по организации и технологии сбора и вывоза бытовых отходов;
- расчетные нормы и объемы работ;
- методы обезвреживания отходов;
- технологию механизированной уборки городских улиц, дорог, площадей, тротуаров и обособленных территорий;
- расчет необходимого количества спецмашин и механизмов по видам работ;
- организационную структуру предприятий системы санитарной очистки и уборки;
- капиталовложения на мероприятия по очистке территорий;
- графическую часть и основные положения схемы.
2. Пояснительная записка и основные положения схемы составляются в трех экземплярах, из которых два представляются заказчику.
На титульном листе пояснительной записки указываются: наименование организации - разработчика генеральной схемы очистки и ее ведомственная принадлежность, полное наименование проекта (соответствующее его наименованию по договору с заказчиком), номер тома, год выпуска.
3. Содержание материалов по сбору, удалению бытовых отходов, механизированной уборке территорий населенных пунктов и обособленных объектов должно соответствовать основным законодательным и нормативным документам.
Расчетные показатели по объемам работ и необходимому количеству специальных машин, механизмов и инвентаря определяются на конец каждой очереди мероприятий схемы.
4. Необходимое количество спецтранспорта и механизмов рассчитывается в соответствии с требованиями «Типовых норм времени на работы по механизированной уборке и санитарному содержанию населенных мест» (М., 2001) и «Норм потребности в машинах и оборудовании для полигонов твердых бытовых отходов» (М., 1988).
5. Для объектов 1-й очереди мероприятий схемы необходимо проводить согласование с органами охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора мест расположения намечаемых к строительству сооружений.
6. Рекомендуется использовать типовые проекты и решения, повторно применяемые проекты сооружений с определением их основных характеристик и параметров.
7. К пояснительной записке схемы прилагаются: задание на разработку, основные материалы по исходным данным, документы для рассмотрения проектных предложений и т.п.
8. Планово-картографической подосновой генеральной схемы очистки являются топопланы (карты и схемы) на город и прилегающую территорию в масштабе 1:5000 - 1:500000, основной чертеж или схемы генерального плана.
На основном чертеже схемы-плана размещения сооружений показывают элементы генерального плана: жилую и промышленно-коммунальную застройку, зоны, занятые зелеными насаждениями, водоемами, полосы-отводы железных дорог, основные магистрали, очистные сооружения схемы санитарной очистки и уборки - существующие, расширяемые, реконструируемые, проектируемые и подлежащие закрытию.
Основной чертеж схемы представляют заказчику в одном экземпляре. С основного чертежа с уменьшением изготавливают цветные или черно-белые фотографии, которые помещают в пояснительную записку. Кроме этого, в записке приводятся чертежи и схемы (местоположение сооружений, отдельные типовые и конструктивные решения, схемы генеральных планов объектов) и т.п.
9. Основные положения генеральной схемы очистки выпускаются в виде отдельного материала (брошюры) и должны содержать основную характеристику существующего состояния системы санитарной очистки и краткое изложение проектных решений и предложений по принятому варианту (очередность осуществления мероприятий, расчетную численность населения, объемы накопления бытовых отходов, системы сбора и удаления, методы обезвреживания и переработки отходов, площади механизированной уборки городских территорий, расчетные параметры и размещение сооружений системы санитарной очистки и уборки).
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ СХЕМЫ
1. Краткая характеристика объекта и природно-климатические условия
В разделе приводят материалы по местоположению города, его административному и промышленно-экономическому значению, делению города на административные районы, расчленению территории реками, железнодорожными и автомобильными магистралями на обособленные территории.
Характеристика природно-климатических условий, влияющих на организацию работ по очистке и уборке, должна учитывать климат (среднегодовую температуру, направление господствующих ветров, количество осадков, число дней с гололедом, высоту снежного покрова), рельеф, геологическое строение почв, уровень стояния грунтовых вод.
2. Существующее состояние и развитие города на перспективу
В разделе приводят следующие данные по благоустройству города как объекта очистки:
существующую и расчетную численность населения города, в том числе по административным (планировочным) районам;
данные по ведомственной принадлежности жилого фонда, его этажности и степени благоустройства (оборудование водопроводом, канализацией, центральным отоплением, мусоропроводами);
обеспеченность объектами городской инфраструктуры (детсады и ясли, школы, техникумы, институты, больницы, поликлиники, торговые учреждения, предприятия общепита, зрелищные учреждения, гостиницы, предприятия бытового обслуживания и т.п.);
показатели по улично-дорожной сети (протяженность магистралей, типы дорожных покрытий, площадь улиц и тротуаров, обеспеченность ливневой канализацией и подземными водостоками, систему очистки ливневых вод);
системы общегородской канализации и охват жилого фонда, размещение и мощность очистных сооружений;
площадь зеленых насаждений общего пользования, материалы по загрязнению окружающей среды.
3. Современное состояние системы санитарной очистки и уборки
В разделе приводят данные и анализ материалов, характеризующих современное состояние системы санитарной очистки и уборки:
организационная структура предприятий по очистке и механизированной уборке городских территорий;
охват населения планово-регулярной системой сбора и вывоза бытовых отходов, сменность и периодичность вывоза, существующие нормы накопления, объемы работ и применяемые методы сбора и вывоза, наличие и состояние мусоропроводов и мусоросборных (контейнерных) площадок, тип и количество эксплуатируемых мусоросборников, организация их мойки и дезинфекции, действующие тарифы по вывозу бытовых отходов;
санитарное состояние сооружений по обезвреживанию отходов, их размещение, мощность, площади участков, инженерное оборудование, виды принимаемых отходов, тариф на обезвреживание, возможность дальнейшей эксплуатации;
площадь дорожных покрытий, убираемых механизированным способом в летнее и зимнее время, организация работ, методы уборки, размещение, техническое состояние пунктов по заправке водой поливомоечных машин с указанием используемой воды (хозяйственно-питьевая, техническая или из водоемов), места складирования смета и снежно-ледяных образований, размещение и состояние пескобаз, применяемые противогололедные материалы, ежегодный объем заготовки;
количество и техническое состояние парка спецмашин и механизмов по всем видам очистки и уборки, размещение, вместимость, площадь, оснащение специализированных баз по содержанию и ремонту техники, их соответствие санитарным и техническим требованиям, возможность расширения и реконструкции.
4. Твердые бытовые отходы
Раздел должен содержать данные по нормам накопления, предложения по системам и методам сбора и удаления, расчетным объемам работ, определению необходимого количества мусоровозного транспорта и инвентаря, обезвреживанию твердых бытовых отходов (ТБО).
В основу расчета объема накопления твердых бытовых отходов должны приниматься нормы накопления по жилому фонду и от отдельно стоящих объектов общественного назначения, торговых, культурно-бытовых и коммунальных учреждений, утвержденные органами местного самоуправления.
При расчете объема накопления ТБО следует учитывать тенденцию роста норм накопления.
Расчет общего объема накопления проводится согласно исходным данным.
Учитывая необходимость рационального использования ресурсов и сокращения объема обезвреживания ТБО, в генеральной схеме очистки должны быть рекомендации по раздельному сбору ценных компонентов ТБО (пищевые отходы, стеклотара, черный и цветной металлолом, бумага, текстиль).
При расчете суточного накопления ТБО коэффициент неравномерности следует принимать:
для основной части 1,25;
для крупногабаритных отходов 1,0.
Для обеспечения экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, улучшения охраны окружающей среды и эффективного использования парка мусоровозного транспорта сбор и удаление твердых бытовых отходов следует предусматривать по централизованной планово-регулярной схеме.
При выборе методов сбора и удаления отходов необходимо учитывать уровень благоустройства жилищного фонда населенных пунктов, климатических условий и типы серийно выпускаемого мусоровозного транспорта.
В генеральной схеме очистки должны быть приведены решения по конструкции мусоропроводов и мусоросборных (контейнерных) площадок, требования по их эксплуатации, обеспечивающие нормальную работу мусоровозного транспорта.
Необходимо предусматривать мероприятия по мойке и дезинфекции мусоросборников и мусоровозного транспорта.
При расположении сооружений для обезвреживания твердых бытовых отходов на расстоянии от места сбора более 25 км следует предусматривать и экономически обосновывать возможность применения двухэтапного метода удаления отходов с использованием мусороперегрузочных станций.
Определение необходимого количества мусоровозного транспорта и мусоросборников следует проводить по общепринятым нормам и формулам.
При определении объемов отходов, поступающих на полигоны, следует учитывать дополнительные объемы смета с городских территорий, строительных и промышленных отходов (IV класса опасности). Количество промышленных отходов в расчетах должно приниматься в соответствии с требованиями нормативного документа «Предельное количество токсических промышленных отходов, допускаемое для складирования в накопителях (на полигонах) твердых бытовых отходов» (М., 1985, Минжилкомхоз РСФСР).
Для обеспечения эксплуатации полигонов приводится необходимое количество спецтехники; дается примерный штат работников по обслуживанию.
По окончании срока эксплуатации полигонов в генеральной схеме очистки необходимо предусматривать мероприятия по их закрытию и последующей рекультивации нарушенных территорий в соответствии с «Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденной Минстроем России.
Строительство предприятий по промышленной переработке следует предусматривать для городов (регионов) с общим накоплением твердых бытовых отходов от 30 тыс. тонн/год и более.
Технология промышленной переработки отходов (компостирование или сжигание) выбирается в зависимости от местных условий и экологических требований.
В любом случае должно быть проведено сравнение метода промышленного обезвреживания ТБО с методом складирования на полигоне.
5. Жидкие бытовые отходы
Норма накопления жидких бытовых отходов в неканализованном жилом фонде в зависимости от местных условий (норм водопотребления, уровня стояния грунтовых вод, степени водопроницаемости выгребов и т.п.) колеблется от 1,5 до 4,5 м3/год на 1 человека.
При расчете общего количества жидких бытовых отходов следует учитывать отходы, образующиеся в неканализованных нежилых объектах общественного назначения.
По мере благоустройства населенных мест следует учитывать возможность уменьшения общих объемов жидких бытовых отходов, вывозимых из неканализованных объектов.
Сбор и удаление жидких бытовых отходов следует осуществлять в соответствии с требованиями п. 2.3 СанПиН 42-128-4690-88.
6. Содержание и уборка придомовых и обособленных территорий
В генеральной схеме очистки должны быть определены: объемы, методы и технология работ по комплексной уборке городских покрытий в летнее и зимнее время; потребное количество технологических материалов, спецмашин и оборудования, тип и расположение сооружений по механизированной уборке (водозаправочные пункты, базы по приготовлению и хранению противогололедных материалов, места складирования снежно-ледяных образований и т.п.).
В объем работ следует включать уборку максимальной площади улиц и дорог с усовершенствованными типами покрытий, так как они допускают применение всех видов уборки с применением средств комплексной механизации.
Порядок, способ и периодичность механизированной уборки уличных территорий определяются в зависимости от категории улиц и их значимости, при этом следует учитывать интенсивность движения транспортных средств и пешеходов, а также характер уличной застройки.
В подразделе приводится перечень подготовительных работ и организационных мероприятий, направленных на качественную работу спецмашин и достижение необходимой чистоты городских территорий.
Следует учитывать, что основной операцией технологии уборочных работ в летнее время является механизированное подметание дорожных покрытий со сбором смета. При этом учитываются средние нормы накопления смета на 1 м2 покрытий, допускаемые предельные количества загрязнений по категориям улиц, годовые объемы накопления и места складирования смета.
Заправка водой поливомоечных и подметально-уборочных машин должна предусматриваться на специальных водозаправочных пунктах от сети городского водопровода, в том числе технического, водозаборных скважин и из открытых водоемов по согласованию с органами санэпиднадзора.
В генеральной схеме очистки зимняя уборка дорог и очистка от снежно-ледяных образований по предотвращению и устранению гололедных явлений должна предусматриваться в максимально короткие сроки с применением для этих целей активных противогололедных материалов и химических реагентов с учетом экологических требований.
Вместимость баз по приготовлению и хранению противогололедных материалов должна быть рассчитана с коэффициентом запаса 1,2 - 1,3 от ежегодного заготовляемого объема материалов.
При решении вопроса удаления снежно-ледяных образований в зависимости от местных условий следует предусматривать возможность сплава снега по сетям бытовой канализации. При применении вывозной системы удаления в схеме приводят соответствующие требования к сухим и речным снегосвалкам.
7. Транспортно-производственная база
При разработке генеральной схемы очистки должны решаться вопросы количества производственных баз по содержанию и ремонту спецтехники, их мощность и размещение.
Общая мощность баз должна определяться на основании расчетного количества спецмашин по очередям действия схемы.
Количество прочего и обслуживающего транспорта (линейно-оперативные машины, автобусы, топливозаправщики, машины техпомощи, машины для нужд снабжения и т.п.) обычно принимается в размере 5 - 8 % количества основных спецмашин и механизмов.
Размещение новых баз следует предусматривать в коммунально-складских и промышленных зонах.
Строительство транспортно-производственных баз должно осуществляться преимущественно по типовым проектам.
8. Капиталовложения на мероприятия по очистке территорий
Схема должна содержать расчеты стоимости строительства (расширения, реконструкции или рекультивации) основных объектов и приобретения оборудования, спецтранспорта и инвентаря.
Расчет стоимости строительства выполняется по укрупненным показателям с использованием смет типовых объектов или объектов-аналогов с учетом затрат на привязку к местным условиям.
Затраты на приобретение машин, механизмов, оборудования и инвентаря принимаются по ценам соответствующих прейскурантов и договорным ценам.