Экологический контроль

Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами


Производственный контроль в области обращения с отходами – деятельность, осуществляемая экологической службой организации, связанная с проверкой соблюдения этой организацией требований природоохранительного законодательства в области обращения с отходами.

 

Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами (далее - Порядок) разрабатывается для всех юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

 

Порядок разрабатывается на основании требований:

 

1. Федерального закона Российской Федерации № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды».

2. Федерального закона Российской Федерации № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».

Целью разработки и согласования Порядка является организация и осуществление юридическими лицами производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.


Производственный экологический контроль (ПЭК) - непосредственная деятельность предприятий, организаций, учреждений по управлению воздействием на окружающую среду на основе описания, наблюдения, оценки и прогноза источников воздействия и отходов.


Производственный контроль проводится самим предприятием - природопользователем на своих объектах с целью обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности требований природоохранного законодательства и соблюдения установленных нормативов в области охраны ОС, а также самопроверки рациональности природопользования на своих объектах и выполнения планов мероприятий по ограничению и уменьшению воздействия на ОС. Содержание такого контроля, прежде всего, зависит от специфики деятельности предприятия.


Проводить производственный экологический контроль в соответствии с требованием ст. 64 и 71 Федерального закона от 10.01.02 1'7-ФЗ «Об охране ОС» обязана экологическая служба, которая в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 04.05.99 М 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха" должна быть организована соответствующим юридическим лицом. Сведения об организации производственного экологического контроля предприятия обязаны представлять в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.


Поскольку для обеспечения необходимого уровня качества работ на ряд видов экологической деятельности требуется особое разрешение (например, на проведение инструментальных измерений), то предприятия (прежде всего небольшие) часть производственного контроля выполняют, привлекая специализированные организации. Однако недооценивая важность природоохранной деятельности и стремясь уменьшить затраты предприятия часто экономят на содержании собственной экологической службы и сводят производственный контроль к минимальному объему, выполняемому организациями-подрядчиками, что снижает эффективность самого действенного вида экологического контроля. Тем не менее, по законодательству ответственность за все несвоевременно выявленные нарушения несут руководитель предприятия, лицо, ответственное за природоохранную деятельность, и руководители соответствующих структурных подразделений.


Цели ПЭК


  • ПЭК выполняется в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды (ООС), установленных законодательством в области ООС, для обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по ООС, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов.
  • Он позволяет обеспечить полноту, достоверность и оперативность информации об экологическом состоянии на промышленном объекте и в зоне его влияния для принятия управленческих решений по снижению или ликвидации негативных воздействий на окружающую природную среду в процессе производственной деятельности.


 

Для разработки Порядка необходимы следующие документы:

 

1. Общие сведения о юридическом лице.

2. Организационная структура юридического лица.

3. Сведения об экологической службе Заявителя или сведения о лицах, ответственных за природоохранную деятельность предприятия (Ф.И.О., должность, приказ о назначении). Положение об экологической службе Заявителя (при наличии).

4. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Технический отчет о неизменности производственного процесса и используемого сырья за предыдущий год (при наличии), либо:

 

• описание видов деятельности, осуществляемых юридическим лицом в области обращения с отходами производства и потребления. Описание технологических процессов и оборудования, связанных с образованием отходов; перечень образующихся отходов;

• сведения о водопотреблении, водоотведении, теплоснабжении, электроснабжении;

• данные по автотранспорту и спецтехники предприятия;

• краткая характеристика очистных сооружений сточных вод или водоподготовки предприятия;

• краткая характеристика пылегазоочистных установок и оборудования для очистки воздуха;

• описание объектов временного хранения (складирования) отходов на промышленных площадках;

• карта-схема предприятия и принадлежащих предприятию мест временного накопления отходов;

• сведения об объектах захоронения отходов (полигонах), находящихся в ведении природопользователя;

• сведения о системах транспортировки и уничтожения отходов, находящихся в ведении природопользователя.

 

5. Положения о структурных подразделениях, лабораториях или должностные инструкции ответственных лиц, участвующих в осуществлении производственного контроля (при наличии).

6. Информация о наличии установок по обезвреживанию, переработке, утилизации отходов (справка).

7. Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I-IV класса опасности.

8. Приказ (распоряжение) о перечне лиц, допущенных к обращению с опасными отходами.

9. Документы на землю и здание (договор аренды или свидетельство о праве собственности).

10. Перечень организаций, принимающих отходы, наличие у них лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению опасных отходов, копии договоров с приложением лицензии.

11. Информация о наличии программы мониторинга состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) и (или) объектах захоронения отходов. Результаты мониторинга за предыдущий год (при наличии).

12. Заключение государственной экологической экспертизы проектной документации на объекты длительного размещения и захоронения отходов 1-5 классов опасности (при наличии).

13. Копии свидетельства о метрологической аттестации для собственных лабораторий или копии свидетельства об аккредитации лабораторий привлеченных для проведения мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (при наличии).

 

Представляемые в соответствии с настоящим списком копии документов должны быть заверены Заявителем. Согласно нормам ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», деятельность в области обращения с отходами не распространяется на радиоактивные, биологические отходы и отходы лечебно-профилактических учреждений.

 

Разработка Порядка состоит из следующих этапов:

 

• полная инвентаризация имеющихся природоохранных документов, процессов обращения с отходами на предприятии;

• аналитическая оценка соответствия с требованиями законодательных, нормативных и методических документов;

• выдача рекомендаций о необходимости проведения лабораторных исследований, о разработке нормативных документов (проектов ПНООЛР, ПДВ, СЗЗ, паспортов опасных отходов, паспортов на ГОУ и т.д.), по ведению внутреннего документооборота, обеспечению мер безопасности при обращении с отходами на территории предприятия, о сроках и формах сдачи отчетности в контролирующие госорганы и т.д.;

• оформление порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами в соответствии с нормативными требованиями;

• согласование порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами с контролирующими органами.

 

Ответственность за отсутствие Порядка

 

В соответствии со статьёй 8.1 КоАП РФ

 Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.  

Конструктор сайтов
Nethouse